В Республике Алтай стартуют мероприятия, посвященные празднованию Чагаа байрам. В ряде районов проходят праздничные мероприятия, конкурсы и спортивные мероприятия.
Чагаа байрам (в переводе с алтайского – белый праздник) входит в древний этно-обрядовый комплекс мероприятий, имеющих отношение к временам года. Издревле эти мероприятия готовились и проводились в строгом соблюдении традиций.
Праздник Чагаа байрам – Новый год у алтайцев отмечается по лунному календарю. У него нет фиксированной даты, начало праздника может смещаться с января по февраль. В праздновании Чагаа байрам принято выделять три стадии: подготовка к встрече, чествование первого дня и последующие дни праздника.
Историю возникновения праздника относят к правлению Хубилая, внука Чингис-хана, первого императора династии Юань к 1267 году, когда по его велению начало года начали отмечать с месяца чаган (цаган сар).
В канун наступления праздника люди наводили порядок в доме, а во время празднования готовили сытную пищу, совершали обряд «саҥ салары». У хозяйки огня просили долголетия, потомства, плодовитости скоту, жизненной силы. С утра люди приветствовали друг друга, спрашивая благополучно ли они перезимовали: – Jылдаҥ кандый чыккан? (Благополучно ли проведи год?); ответ – «Öҥ чыккан» (означало, что год провели благополучно, без видимых потерь).
Картина обрядового комплекса благословения Чагаа байрам – потрясающе красивый обряд, очень торжественный и одухотворенный, приносящий просветление и очищение для всех присутствующих!
Вся церемония соответствует древнему магическому действию − ломать старое, чтобы дать дорогу новому. Раньше некоторые люди воздвигали алтарь из камня перед своим домом, дабы провести обряд «саҥ» − поднесение угощения огню и духам-хозяевам местности.
Ритуал угощения и благословления Хозяина Алтая продолжается молением Алтаю от имени всего народа чтобы Алтай был вечен, чтобы реки и озера были чистыми, чтобы целебные источники не иссякали. У Алтай-Ээзи-Кудая просят благословения, радости, здоровья всем близким, молятся и поклоняются.
В числе алкышей звучат священные тексты поклонения всему сущему, вершинам гор, перевалам, рекам. Звучит благопожелание соседям.
Такое семейное совершение обряда отмечено у жителей Кош-Агачского района. Следует отметить, что в других районах Республики Алтай праздник Чагаа байрам широко начали отмечать только с начала 90-х годов прошлого столетия.
После совершения обряда моления и очищения наступает время празднества и игр.
Готовится большое количество конкурсов, национальных игр и забав. Звучат национальные алтайские песни јаЊар-кожоЊ; можно увидеть такую логическую игры, как шатра или камчы согоры, а желающие посостязаться в физической силе могут принять участие или просто понаблюдать кӧдӱрге-таш (поднятие камня), борьбу кÿреш. В различных этнических группах алтайцев камень либо поднимают, либо его нужно поднять и перебросить через круп лошади, что несомненно под силу только истинным батырам!
Наиболее предпочтительной игрой является «Тебек» − подбрасывание свинцовой пуговки с парашютиком из волос от гривы лошади. Подбрасывание вверх предмета и катание вниз указывает на символическое насыщение этих игр. Вверх означает начало нового, вниз – проводы старого.
На празднике царит веселье и хорошее настроение; люди празднуют приход нового года, как нового цикла жизни. Зима заканчивается, впереди лето, новые надежды, новые события, оживание Природы.
Алтайский народный праздник Чагаа байрам также получил статус «Национального события» и стал одним из 200 лучших событий 2019 года в России.
Уважаемые жители и гости Республики Алтай, Республиканский центр народного творчества сердечно поздравляет вас с праздником Чагаа байрам!