Чагаа-Байрамла! Поздравляем с праздником Чага-Байрам!

Чагаа-Байрамла! Поздравляем с праздником Чага-Байрам!

 

     Кӱндӱлӱ Алтай Республиканыҥ эл-jоны!Чагаа-Байрамла уткуп турубыс!

     Айыл-jуртыгар амыр турзын, мал-ажыгар öзÿп ле jатсын, албатыдаҥ быйанду, Алтайыстаҥ курчулу болыгар деп кÿÿнзейдис!

     Уважаемые жители Республики Алтай! Поздравляем с праздником Чага-Байрам, чистого, мирного неба надо головой, здоровья и благополучия!

     Чага-байрам (белый праздник, алт.) – праздник Нового года, и первый месяц года, который открывает весну, весенне-летний сезон. Он празднуется по лунному календарю, в период новолуния и приходится на конец января – начало февраля, точной фиксированной даты нет, имеется смещение до марта.

     Проведение и организация Чага-байрам состоит из следующих этапов:

-определение даты и места проведения Чага-байрам;

-подготовка к обрядам и ритуалам праздника;

-проведение обряда сан салар (саҥ салары);

-ритуал очищения, восполнения/привлечения благодати – дерге анданар (jерге аҥданар).

     При выборе местности проведения обрядов важной является ориентация самой площадки на восток, в сторону восхода солнца, так как все обряды календарных праздников всегда связаны с жизнеутверждающей силой солнца.

     К празднованию Чага-байрам необходима серьезная и кропотливая подготовка. Подготовка состоит из целого комплекса мероприятий. В первую очередь необходимо подготовить свое жилище ко встрече Чага байрам, убрать скопившийся мусор во дворе и прилежащей территории, также желательно провести большую уборку в доме и айыле.    

     Наличие традиционной одежды становится обязательным атрибутом проведения ритуальной и культурной части Чага-байрам.

     Обрядовая пища, необходимая посуда, таганы, коврики-ширдеки для организации обрядового пространства. В подготовке продуктов в качестве подношения духам используются все основные виды традиционной пищи, это: молоко, мясо, злаковые и их производные, как например, молочный самогон – сют аракы (сӱт аракы). При проведении обряда используют свежее, еще никем не испробованное молоко. В качестве подношений используется целый набор производных продуктов из молока: кислый сыр – курут, пресный сыр – быштак, топленое масло – сардьу (сарjу), сладкий творог – эдьигей (эjигей), пенка с кипяченого молока – ёрёмё (öрöмö). Мясное подношение обычно состоит из мяса барана, но преподносятся только лучшие, почетные части туши и внутренностей: грудина – тёш (тöш), кусочки сердца – дьюрек (jӱрек), оконечная часть хвоста – куйрук, плавающие ребра – сюме кабырга (сӱме кабыргалар). Обязательными условиями подношений является парность ритуальной пищи эштю (эштӱ) и отсутствие соли в продуктах. Мучные и злаковые продукты представлены лепешками – теертпек, жареными пончиками – боорсок, обрушенными жареными зернами ячменя – талкан. По завершении подготовительных мероприятий в назначенный день проводятся собственно обряды Чага байрам.

     Празднование Чага-байрам начинается ранним утром, когда старейшины совершают обряд поклонения силам природы — обряд благословения Алтая Сан салары (Саҥ салары).

     Обряд Сан салары проводят старейшины (неме билер кижи – «Знающий», Эл-башчы района).

     Сан салары – моление, восхваление Алтая, прошение здоровья народу, плодородия для скота, постоянства мирозданию, жизни без бед и несчастий. Моления сопровождаются кроплением молоком сторон света, в текстах благопожеланий аксакал обращается к наступающему новому году, прося достатка в семьях, плодородия земли, хорошего урожая, мягкой зимы и теплого лета.

     Сан салары включает в себя множество обрядов, состоящих из возжигания ритуального огня, подвязывания ритуальных лент – кыйра/дьалама, поклонения Дьайыку (Jайык), духу-посреднику, Духу Огня (От-Эне), коллективного моления – мюргююл (мӱргӱӱл), включающего в себя произнесение благопожеланий, окропление, кормление огня.   После начинается подготовка ритуальных лент – кыйра/ дьалама, традиционными цветами которых являются белый, голубой, зеленый и желтый. Обрядовые ленты представляют собой полоски тканей длиной 50–80 см, шириной 5–8 см, при этом они должны быть из новой, неиспользованной материи. Готовые ленты проводят над пламенем для их очищения.

     Повязывают кыйра/дьалама на дьибек (jибек), представляющий собой своего рода аркан, сплетенный из белой ткани и натянутый между двумя деревьями или ритуальными коновязями.

     Первым подвязывает кыйра/дьалама ответственный человек за проведение обряда старейшина села. Все пришедшие также повязывают обрядовые ленты, во время подвязывания люди просят благословления, здоровья и благополучия себе и своим близким. Подвязав кыйра/дьалама все, участники рассаживаются вокруг большого каменного очага. Расположение участников строго по канону, как в айыле: с левой стороны садятся мужчины, с правой – женщины. Начинаются собственно моления – мюргююл (мӱргӱӱл).

     По завершении старейшина села обращений к духам и божествам, присутствующие сами производят кормление огня молоком, сопровождая кропления благопожеланиями-алкышами. Чем больше людей восхвалят Дух Огня, тем лучше, тем яснее будут услышаны прошения людей. Участники молений после окончания ритуальной части должны присесть у праздничного ковра и отведать принесенные угощения.

     Заканчивается обрядовая часть Чага-байрам ритуалом дьерге анданар (jерге аҥданар), участники скатываются перекатом со склона горы. Считается, что во время перекатывания человек вбирает в себя силу земли, нового года и привлекает благодать, удачу, а снег очищает тело и одежду от скверны. Также участники под дружный смех и одобрение соревнуются в дальности переката, чем дальше, тем счастливее предстоит этому человеку прожить предстоящий год.

     Во время празднования Чага-байрам среди празднующих царит веселая, непринужденная обстановка, играют на народных инструментах, сказители исполняют отрывки из героических сказаний, женщины поют песни, молодежь состязается в традиционных видах спорта.

     КУРЕЕЛЕЙ –  алтайские коллективные хороводные песнопения, враскачку с медленными движениями по кругу. Куреелей – дословно: круг. Песни, которые сопровождают движения по кругу, называют – jaнар кожон. В древности это были воинские песнопения по кругу, поднимающие воинский дух, как сакральный круг защиты перед походом.
Сегодня коллективный круг, Куреелей с песнопениями, защищают Алтай своими благопожеланиями и восхвалениями в его честь.

     Обряд приветствия друг друга

С утра люди приветствовали друг друга, спрашивая благополучно ли они перезимовали:

Дьылды кандый чыккан? (Благополучно ли проведи год?);

ответ :

– Он (Öҥ) чыккан (означало, что год провели благополучно, без видимых потерь).

– Канча дьашту болдор? (Сколько Вам исполнилось? (лет))

– 60 дьашту болдым (60 стукнуло)

– База ончо ло дьаш дьажагар. (Проживите еще столько лет).

 Обряд благопожелания друг другу здоровья и долголетия.

     Главные герои во время празднования Чагаа-Байрам.

     На празднике Белый старец (ЧАГАА-ТААЙ, Соок-Таадак) обязательно появляется вместе с символом года по восточному календарю.

 

.